Ковидиоты,  ковидианты,  ковиделянты…

 

Феноменом карантинного периода становится скорость маркировки – мгновенная идентификация общественного и индивидуального поведения с помощью нового явления:  эко-социальной сатирической оценки  (ЭССО).

Сатира – это, как известно, один из видов комического творчества, содержащий скрытую насмешку, основанную на противоположном значении употребления слова, фразы и т.п. Комическое раскрывает противоречия жизни через высмеивание, но без уничижения, без злобного сарказма.

Экологичность сатиры заключается в ее   очищающем свойстве – через смех, нелетально, сатира выявляет  противоречие  и вредоносное для общества  явление, против которого иным способом невозможно выразить оценочное мнение. 

Сатира всегда народно любима. Однако  новизна явления сатирической оценки проявилась в текущий момент в том, что люди с помощью сатиры преодолевают любые страхи, в том числе не боятся механизма оценивания в сатирической форме, поскольку она не предполагает какое-либо противоборство с системой государственной власти, скорее наоборот, помогает ей в «санитарно-гигиенических мерах». Не случайно борьба правоохранительных органов с распространением рассылок в мессенжерах справедливо сконцентрирована в данный момент не на сатире, а именно на фейках (недостоверной информации, фальсификациях, слухах, ложных статистических сведениях и т.д.).  Расцвет ЭССО поможет не только снять социальное  напряжение в период карантина, но и подать свой голос каждому из квартирной пустыни. Чего стоит только один пример замечательного стихотворного «ремейка», пролетевшего с молниеносной скоростью в сетях:

Во глубине своих квартир, храните гордое терпенье

Съедим мы гречку, хлеб и сыр, и макароны, и варенье

На волю выйдем мы опять, запреты рухнут, и свобода

Нас встретит радостно у входа…В дверях бы только не застрять…

Полу-комичная терминология пандемичного времени хлёстко выявляет персонажей нового театра диванно-военных действий, и через социальные сети прочно приклеивает к таким типажам сатирические прозвища в обиходе. Приведем несколько примеров.

Ковидиоты – бытовые и управленческие паникеры, непомерно испугавшиеся невидимого врага до потери ориентации в реальности. Из них выделяются две подгруппы:

Бытовые ковидиоты – эгоисты и истерики, неприспособленные к самоорганизации люди, желающие любой ценой спасти свою шкуру, ничем не рискуя для общества. Они ругают на диване всех и вся, у них больше всего припасов (не всегда нужных и съедобных). Они накупили всего, вплоть до бейсбольных бит, применения которых сами же страшатся. Они моют руки до обсессивно-компульсивного расстройства и ходят в масках в туалет. Они поедают «для профилактики» кучу таблеток. Иными словами можно обозначить их так – гипер-трусливые субъекты. Бытовые ковидиоты по отдельности вызывают даже сочувствие и желание у сильных духом подбодрить их, утешить. Однако,  объединившиеся в группу бытовые ковидиоты рождают примеры опасной агломерации «побивающих камнями», выстраивающих блокпосты и баррикады у границ своей «деревни», возвращающих человечество в средневековую «охоту на ведьм».

Управленческие ковидиоты – наделенные властными полномочиями некоторые руководители разных уровней, к индивидуальным страхам прибавляющие страх принятия на себя ответственности за любые решения в экстренной ситуации. Эти персонажи либо впадают во властный паралич - «включают дурака», то есть не принимают никаких решений, глядя «наверх», на вышестоящих даже тогда, когда имеют право не ждать указаний, а действовать. Либо наоборот,  лихорадочно плодят нормотворческую громоздкую  чушь невыполнимых инструкций, санкций, не несущих никакого ни защитного, ни здравого смысла, и уж тем более лишенных правовой легитимности.

Ковидианты – противоположность ковидиотам.  По словесной аналогии с комедиантами эти персонажи полностью отрицают серьезность угрозы, превращают проблему в фарс, а итальяно-испанские гробы в видео-монтаж. Ковидианты в большинстве народ обеспеченный, с приличной подушкой безопасности по финансам. Соблюдение любых форм ограничения для них – утрата развлечений в привычной тусовочной атмосфере. Сюда же относятся собаCOVIDы, по десять часов эгоистично выгуливающие своих породистых питомцев, чтоб самим надышаться кислородом в обход ограничений, в то время как социально ответственные граждане не выгуливают ни стариков, ни детей. Сюда же относятся «звездульки» поп-культуры, снимающие на видео свое веселое пребывание на карантине в шикарных условиях особняков. 

 

Ковиделянты – эта группа самая вредоносная и малочисленная. Но не отметить ее зарождение никак нельзя. Ковиделянты работают на опережение. Они полагают, что за ними будущее. Живут по правилу: «пусть все помрут, а я останусь». Им некогда переживать о вирусе и карантине. Они уже в расчетах: как поделить выделяемое, извлечь на беде прибыль, маржу, мзду, откаты и т.п. Про таких на войне говорят, что им «не война, а мать родна».

Рассмотренные три типа поведения отличаются в текущем вирусно-кризисном противостоянии тем, что их свойства невозможно утаить от народной эко-социальной сатирической оценки. Даже ковиделянты не сумеют применить вечный постулат о том, что «деньги любят тишину».

У ковиделянтов, которые, кстати, монополизировали право на дележ накопленной народной кубышки, есть сейчас великолепная возможность в режиме реального времени откорректировать свое поведение, слушать и слышать народную сатиру, не боятся признавать свои ошибки. Запреты на продажу масок, беспроцентные кредиты на выплату заработной платы неработающему бизнесу, которые все равно подлежат возврату, отмена штрафов за неуплату долгов по ЖКХ, которые все равно будут накапливаться у потерявших заработок, и прочие  странные решения люди оценивают и дальше будут оценивать через сатиру.  Но слишком громкая пустота, если окажется в кошельках большинства, позволит услышать не только смех, но и  звенящее эхо каждой умыкнутой копейки, не дошедшей до нуждающегося. 

Здесь напоследок, как гимн сатире, (и новому направлению - ЭССО) вспомним старую известную притчу. Вроде бы у нас обратная ее сторона (уменьшение налогов), но смысл неизменный…

Один император сказал своим сборщикам налогов: Мои подданные слишком хорошо живут. Они всем довольны, а в казне мало денег. Увеличьте налоги. После повышения он отправил проверить обстановку. – Что делают на улицах мои подданные? 

- Они сетуют и плачут, государь император.

- Значит у них еще много денег. Увеличьте снова.

Так повторялось несколько раз. Людей обирали, они рыдали. Но вот однажды, когда император снова послал посмотреть, что делают подданные, его министры донесли, что люди почему-то смеются…

- Вот теперь у них действительно ничего не осталось…

В советское время в армии существовали специальные кадрированные части, созданные на случай быстрого развертывания при сами понимаете каких событиях. И мобилизационные планы ГО и ЧС на многих предприятиях присутствовали. 

Все это, как вижу, умудрились утратить за годы ныне болеющей стабильности. Ок, «оптимизировали» медицину, так оставьте хотя бы протоколы действий при возникновении нештатных ситуаций. В здравоохранении иметь их сам Бог велел. Чтоб на ходу не перепрофилировать то, что не перепрофилируется по определению.

Нет таких планов? Тогда это не героизм медиков, «сражающихся на передовой», а чьи-то головотяпство и халатность. С именами, отчествами и фамилиями. Где посадки, дорогой вождь?

Если не знаете, с чем все это едят, найдите среди военных пенсионеров пожилых дядечек, растолкуют. Потому что это не битва с короной, а позорище...

Что же может сделать каждый из нас?

Как повлиять на изменение ситуации к лучшему?

Давайте оценивать эту ситуацию и обсуждать результаты нашей оценки. Глас народа - глас Божий. Пока этот глас не будет виден и слышен, безответственность будет продолжаться. Но мы можем остановить ее нашим дискурсом и оценкой.

Вперед! Оценивай, комментируй!

 

 

 

 

 
Поделиться в соц.сетях

© 2018-2021 Институт психиатрии и информальной юстиции.

^ Наверх