Массовое мошенничество религиозных аферистов 

 

Специалисты Института психиатрии и информальной юстиции исследовали с 2018 по 2021 годы феномен массовых преступлений (мошенничества) лиц, использующих в корыстных целях дезадаптивные методы воздействия на адептов религий, у которых имеются психические расстройства.

В результате исследования было установлно, что после распада СССР, ликвидации системы атеистического воспитания в Российской Федерации отмечается рост числа традиционных религиозных конфессий и сект. Одновременно увеличивается количество психически больных лиц, вовлеченных в деятельность официальных религиозных конфессий и сект. Представители следственных органов, прокуратуры, общественных организаций все чаще вынуждены проводить экспертизы в отношении адептов традиционных конфессий и современных религиозных культов, являющихся обвиняемыми, потерпевшими или свидетелями в гражданских или уголовных делах. 

 

 

Религиозные мошенники - это преступники, которое овладевают чужим имуществом путем обмана и введения в заблуждение адепта религиозной конфессии, культа, секты.  Это воровство, связанное с паразитизмом на чувстве веры человека. Религиозное мошенничество всегда является изощренным и хорошо спланированным преступлением, которое носит массовый характер.

Полноценное развитие общества предполагает, что каждый человек вместе со своими правами получает и обязанности — по отношению к детям, родителям, обществу и т.д. Люди, попадавшие в зависимость от культа, секты, отказываются от таких обязанностей в обществе. Весь свой потенциал — жизненное время, внимание, здоровье, интеллект, возможность зарабатывать средства к существованию, свою возможность влиять в обществе — все это замыкается на лидера культовой группы, который получает людей и паразитирует на их ресурсах.

 

Правовая оценка преступоений с использованием культов, религиозных организаций

За посягательства на личность и права граждан в России предусмотрена уголовная отвественность согласно 239 статье Уголовного кодекса Российской Федерации: 

1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Создание некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента) либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией либо структурным подразделением - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Участие в деятельности некоммерческой организации, указанной в частях первой и второй настоящей статьи, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, - наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

Комментарий к статье 239 УК РФ

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на установленный порядок создания и деятельности религиозных и общественных объединений, на права граждан, установленные Конституцией РФ, и их конституционные и иные гражданские обязанности, а также здоровье населения.

2. Конституция РФ закрепляет равенство общественных объединений перед законом (ст. 13), отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом (ст. 14), а также запрещает ограничивать права граждан по признакам религиозной принадлежности, убеждений и принадлежности к общественным объединениям (ст. 19). В Российской Федерации конституционно запрещается создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ уголовный закон дополнительно запрещает создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. Запрещается также руководство, участие в деятельности и пропаганда деяний, совершаемых объединением и запрещенных уголовным законом.

3. В ч. 1 комментируемой статьи устанавливается уголовная ответственность за два самостоятельных преступления, а именно: 1) создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, иным причинением вреда их здоровью или с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний; 2) руководство деятельностью таких объединений.

В ч. 2 той же статьи предусматривается уголовная ответственность за 1) участие в деятельности вышеназванных объединений; 2) пропаганду деяний, предусмотренных ч. 1.

Оконченными перечисленные деяния считаются с момента совершения указанных действий.

4. Под созданием соответствующего религиозного или общественного объединения понимается деятельность по его организации, заключающаяся в активных действиях по подбору будущих членов таких объединений, в убеждении или уговорах войти в их состав, подготовке уставных документов при намерении зарегистрировать объединение в установленном порядке и т. п.

5. Руководство соответствующим объединением понимается как активная деятельность по упорядочению поведения участников объединений, как лидирующая роль виновного в планировании, а также в проведении мероприятий, в которых участвуют другие члены данного объединения.

6. Участие в деятельности указанных объединений предполагает согласие лица на членство в них и практическое участие в подготовке и проведении мероприятий, осуществляемых данным объединением, а также в обеспечении его деятельности (например, сбор средств, вербовка новых членов, предоставление помещения для сбора участников объединения и т. п.).

7. Пропаганда деяний, запрещенных ч. 1 настоящей статьи и совершаемых объединением, заключается в распространении сведений о таких деяниях, содержащих открытое или завуалированное их одобрение. Пропаганда может быть устной, письменной, с использованием печати либо средств массовой информации, включая радио и телевидение, с привлечением свидетельств других участников объединения и т. п.

8. Под насилием над гражданами понимается незаконное лишение свободы, побои, совершение насильственных действий сексуального характера и т. п.

Иное причинение вреда здоровью граждан состоит в причинении в результате деятельности соответствующего объединения легкого вреда здоровью (см. ст. 115 УК РФ). При этом следует устанавливать причинную связь между деятельностью объединения и причиненным здоровью человека вредом, который должен быть наступившим. Особенно это важно, если речь идет о вреде для психического здоровья человека.

9. Побуждение к отказу от исполнения гражданских обязанностей заключается в склонении к отказу от воинской службы, оказания материальной помощи престарелым родителям или несовершеннолетним детям, отказу от содержания семьи и т. п., иными словами, от исполнения тех обязанностей, которые вытекают из Конституции и иных законов РФ.

Побуждение к совершению иных противоправных действий означает подстрекательство к совершению как преступлений, так и правонарушений, ответственность за которые предусмотрена иными отраслями права.

10. С субъективной стороны данное преступление совершается с прямым умыслом: виновный осознает что он создает религиозное или общественное объединение, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью либо побуждением граждан к отказу от выполнения своих гражданских обязанностей или совершению противоправных деяний, руководит таким объединением, участвует в его деятельности, а равно пропагандирует такую деятельность, и желает этого.

11. Субъектом преступления является любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

12. Если в результате деятельности соответствующего объединения здоровью граждан умышленно причиняется тяжкий вред или вред средней тяжести, либо совершается иное преступление против личности (изнасилование, доведение до самоубийства), либо в процессе деятельности используются наркотические средства или психотропные вещества, то ответственность виновных лиц должна наступать по совокупности ст. 239 с соответствующей статьей настоящего Кодекса (ст.ст. 110 - 112, 131, 228, 230).

 

Научно-практический комментарий

1. Комментируемая норма охраняет установленный законом порядок создания и деятельности общественных и религиозных объединений, под которыми понимаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей (ст. 6 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"  от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" запрещены создание и деятельность общественных объединений и политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Разновидностями запрещенных законом религиозных и общественных объединений являются объединения, деятельность которых влечет ответственность по ст. 239 УК РФ.

2. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является здоровье населения, а также свободное осуществление своих прав и исполнение гражданских обязанностей гражданами РФ.

3. Объективная сторона заключается в создании религиозного или общественного объединения, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно в руководстве таким объединением.

4. Для применения ст. 239 УК РФ необходимо уяснить признаки объединения, запрещенного этой нормой.

5. Насилие как один из признаков такого объединения означает, что в соответствии с идеологией объединения одни его члены применяют различные формы насилия к другим (избивают, истязают, насилуют и т.д.).

6. Иное причинение вреда здоровью граждан, входящих в объединение, означает, что в соответствии с идеологией объединения его члены ограничиваются в пище, питье, личной свободе либо занимаются самоистязанием, членовредительством, склоняются к самоубийству и т.п.

7. Под побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей следует понимать склонение их к уклонению от военной службы, от уплаты налогов, от выполнения родительских обязанностей и т.д.

8. Побуждение к совершению иных противоправных деяний - это подстрекательство к совершению преступлений, административных проступков, гражданско-правовых деликтов и т.д.

9. Под созданием религиозного или общественного объединения, обладающего хотя бы одним из рассмотренных выше признаков, следует понимать как учреждение такого объединения, так и его фактическую организацию без официальной регистрации. В этом форме преступление следует признавать оконченным с момента фактического образования объединения, идеологией которого охватываются признаки, описанные в ч. 1 ст. 239, либо с момента, когда деятельность объединения оказалась фактически сопряженной с такими признаками, хотя в момент объединения его членам не было известно о характере объединения.

10. Руководство означенным объединением предполагает осуществление функций его лидера и распорядителя. В этой форме преступление является оконченным с момента фактического осуществления руководящих функций по отношению к рядовым членам объединения: распределение обязанностей между ними, дача указаний о совершении конкретных противоправных деяний, проведение акций, сопряженных с посягательством на здоровье участников, и т.д.

11. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает характер религиозного или общественного объединения, которое он создает или которым руководит, и желает создать такое объединение или руководить им.

12. В качестве субъекта преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 239, может выступать только создатель или руководитель объединения, обладающего указанными в законе признаками. Ответственность наступает по достижении возраста 16 лет.

13. В части 2 ст. 239 установлена ответственность за деяния двоякого рода: а) участие в деятельности объединения, описанного в ч. 1 этой статьи, б) пропаганда деяний, предусмотренных этой нормой.

Для наступления ответственности по ч. 2 ст. 239 необходимо не просто вхождение в состав указанного объединения, а непосредственное участие в действиях, являющихся признаками объединения (применение насилия к другим членам объединения, побуждение их к совершению противоправных деяний и т.д.).

14. Субъектом пропаганды деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 239, выступают лица, не входящие в состав объединения.

15. Непосредственное совершение действий, связанных с посягательством на жизнь, здоровье, личную или половую свободу, не охватывается комментируемой статьей и требует дополнительной квалификации по статьям УК о преступлениях против личности.

16. Лицо, которое в рамках деятельности религиозного или общественного объединения побуждает другого к совершению преступления, должно нести ответственность не только по ст. 239, но и за подстрекательство к совершению конкретного преступления.

 

ФСБ нанесло удары по деструктивным культам и сектам

 

Лидер саентологов в Петербурге Иван Мацицкий в Невском районном суде, 8 июня 2017 года

 

В 2010 году суд в Сургуте признал экстремистскими 29 книг и видеолекций саентологов — специалисты религиоведческого совета при губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа обнаружили в них призывы к социальной и религиозной розни, а также антигосударственную риторику.

Весной 2011-го саентологам удалось добиться отмены этого решения — но уже через несколько месяцев суд в Московской области снова внес в список экстремистской литературы несколько ключевых для организации книг и брошюр. Например, «Что такое саентология?» и «Саентологические идеальные организации.

06 июня 2017 года в Петербурге сотрудники ФСБ задержали пятерых руководителей местной саентологической организации — от духовного лидера до главного бухгалтера. Их обвиняют в мошенничестве, создании экстремистского сообщества и унижении человеческого достоинства — причем предполагается, что саентологи унижали достоинство самих саентологов. Это не первый случай, когда правоохранительные органы обвиняют представителей организации в злоупотреблениях, — однако в СИЗО их раньше не сажали. Теперь за решетку усадили первого саентолога Санкт-Петербурга.

Сотрудники ФСБ проводят обыск в офисе Сайентологической церкви Санкт-Петербурга, 21 июня 2016 года

ФСБ задержали всю верхушку петербургских саентологов: Мацицкого, исполнительного директора Галину Шуринову, главного бухгалтера Сахиба Алиева, начальника службы собственной безопасности Анастасию Терентьеву и ее заместителя Констанцию Есаулкову. Всем им предъявили одно и то же обвинение: незаконная предпринимательская деятельность, руководство экстремистским сообществом и унижение человеческого достоинства.

Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга вынес постановление об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении Павла Голикова, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 148 УК РФ (Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) и пунктом "а" части 2 статьи 282 УК РФ (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Голиков выражал угрозу совершения агрессивных действий против человека в связи с его религиозной принадлежностью, демонстрируя в багажнике автомобиля топор, мачете и слезоточивый газ "Шпага". Сообщил о намерении "устроить охоту на христиан".

В Санкт-Петербурге в суд поступило дело пятерых руководителей «Сайентологической церкви Санкт-Петербурга». Адептов Рона Хаббарда обвиняют в том, что они под видом религиозной деятельности занимались предпринимательством, заработав за четыре года более 417 млн руб. Сайентологам инкриминируют также организацию экстремистского сообщества и участие в нем. 

Невский районный суд зарегистрировал уголовное дело в отношении духовного лидера «Сайентологической церкви Санкт-Петербурга» Ивана Мацицкого, юриста Констанции Есаулковой, финансиста Сахиба Алиева, начальника отдела по официальным вопросам церкви Анастасии Терентьевой и исполнительного директора Галины Шуриновой. Все они в зависимости от роли обвиняются в незаконном предпринимательстве, совершенном организованной группой (п. «а», «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ), возбуждении ненависти либо вражды (п. «в» ч. 2 ст. 282 УК РФ) и организации экстремистского сообщества и участии в нем (ч. 1, ч. 2 ст. 282.1 УК РФ).

Сайентологи пытались зарегистрировать свою организацию в РФ с 1995 года и всегда получали отказы. В 2003 году представители «Сайентологической церкви Санкт-Петербурга» обжаловали отказ в суде, дойдя до ЕСПЧ. В феврале 2015 года в Страсбурге признали, что Россия нарушает право заявителей на свободу мысли, совести и религии (ст. 9 Европейской конвенции по правам человека) и свободу собраний и объединений (ст. 11 конвенции). В ЕСПЧ тогда обращались Мацицкий, Терентьева и Шуринова, оказавшиеся через несколько лет фигурантами уголовного дела в России. Требования Европейского суда так и не были выполнены: сайентологическая церковь не получила юридического статуса в России.

Принцип саентологической организации – сбор полнейшего досье на каждого своего адепта. Человек обязан рассказать о себе буквально всё, вплоть до того, с кем и когда спал. Эти данные фиксируются и хранятся бессрочно. В орбиту саентологов затянуло некоторых государственных деятелей, представляющих отечественные оборонные заводы. Поэтому саентологами вплотную занялась именно ФСБ, а не полиция. Речь идет о намеренном сборе совсекретных сведений в интересах иностранных государств. А, как известно, головные офисы Церкви саентологии находятся в США и Великобритании.

 

 

Примеры международных религиозных мошенников

Менахем Юлус. Равви Юлус прославился своими вымышленными путешествиями в поисках утраченных во время Холокоста свитков Торы. Раввин, называющий себя «еврейским Индианой Джонсом», сумел собрать на богоугодное дело поисков утраченных фрагментов священной для иудеев книги более $1 млн. Менахем Юлус заявлял, что сумел найти потерянные свитки в концентрационных лагерях Аушвица, Берген-Бельзема и многих других местах — эти истории позволили ему оплачивать обучение своих детей в самых лучших частных школах. Но некоторую часть крупных сумм, поступающих на счета его благотворительного фонда, Юлус всё же тратил на покупку древних документов, которые он предъявлял жертвователям в качестве доказательства своей деятельности. Когда обман был раскрыт, раввин признал себя виновным в мошенничестве и получил четыре года тюрьмы.

Буддисты-вымогатели. Летом каждого года в разных городах мира появляются группы «буддистских монахов», которые из-за своих бритых голов и ярких жёлто-оранжевых одеяний выглядят практически как настоящие. Однако поведение "монахов"  отличается от принятого среди «ищущих просветления» — они клянчят у прохожих деньги и еду, преследуют их всячески кривляясь, пока жертва не раскошеливается ещё раз.  Приверженцы буддизма, соблюдающие экоповедение (не вредить другим и себе), заявляют, что не имеют к попрошайкам ни малейшего отношения.

Маршалл Эпплвайт. Путешествуя по США в 1970-х годах, Маршал Эпплвайт, сын священника, и его гражданская жена, бывшая медсестра Бонни Нетлс вели разговоры о фантастической вселенной «Стар Трек», божественных откровениях и о том, что когда настанет конец Всего Сущего, люди и инопланетяне непременно встретятся. Эти беседы привели к созданию нового религиозного культа, адепты которого избегали контактов с внешним миром в ожидании скорой отправки на небеса. В 1997-м году некоторые из сообщества «Небесных Врат» дождались своего шанса: после того, как знаменитая комета Хейла-Боппа прошла относительно близко к Земле, Эпплвайт и 39 его последователей покончили жизнь самоубийством, чтобы успеть «забронировать место на космическом корабле, который расположен в комете», согласно одному из основных положений религии Эпплвайта.

Арнольд Поттер. В первой половине своей жизни Арнольд Поттер был приверженцем «Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней», или попросту мормонов. Крестил его сам Джозеф Смит — один из отцов-основателей этой религиозной организации. В 1840-м году Поттер вместе с мормонами отправился в штат Юта, а затем на несколько месяцев отправился в Австралию, где с ним произошли некие «очистительные, оживляющие изменения», после чего он вернулся в Соединённые Штаты и объявил себя воплощением Бога на Земле. «Поттер-Христос», «Сын живого Бога» — так себя называл, блуждая по штату Айова одетым в белый халат, в странствиях Арнольда сопровождали несколько его последователей в чёрных одеждах. В 1872-м году Поттер написал у себя на лбу некоторые из своих «титулов» и бросился с обрыва, чтобы попасть таким образом на небеса и окончательно обрести божественную сущность, однако прихожане не последовали примеру своего наставника.

Джим Джонс. В детстве маленький Джимми стал заложником воспитания — мать с детства убеждала его в том, что он не кто иной, как Мессия, и сама безоговорочно в это верила. Джим начал проповедовать ещё в середине 1950-х годов в Индианаполисе, где учредил протестантскую организацию «Народный храм», которая затем стала частью «Церкви Христа», а сам Джонс был рукоположен в священники. В 1965-м году Джим и его «Храм» перебрались в Калифорнию, так как он полагал, что только там можно выжить в грядущей ядерной войне. К этому времени пастор обзавёлся несколькими родными и приёмными детьми, а также имел сотни верных прихожан. Джонс проповедовал идеи о том, что его последователи и он сам после смерти будут неразлучны и переродятся на другой планете для вечного блаженства. Постепенно деятельность Джонса приобрела отчётливо параноидальный характер. Он убеждал всех в существовании международного заговора спецслужб, направленного против членов религиозной общины, а затем призвал всех жителей Джонстауна (поселения членов его секты в Кооперативной Республике Гайана, государстве на северо-восточном побережье Южной Америки) совершить массовое самоубийство, чтобы не дать «врагам» завладеть их бессмертными душами. 18 ноября 1978-го года 909 последователей Джонса, включая около 300 детей, приняли яд, среди них позже обнаружили тело проповедника с огнестрельным ранением в голову. Застрелили его последователи, пережив ужас массового убийства детей и осознав на этой трагедии обман религиозного деятеля.

Свами Муктананда известен как создатель и основоположник практики сиддха-йоги — медитативной системы, направленной на "успешную" самореализацию человека. Постепенно эти практики обрели такую популярность, что созданное Муктанандой движение «Сиддха-йога дхама» разрослось и к концу жизни духовного лидера насчитывало 37 ашрамов и около 300 центров медитации по всему миру. В 1980-х и 1990-х годах несколько женщин обвинили Муктананду в сексуальных домогательствах. Одна из них утверждала, что свами приставал к ней под предлогом проверки её девственности, другая заявляла об изнасиловании, и хотя никаких доказательств совсем не праведных поступков гуру пострадавшими предъявлено не было, эта дурно пахнущая история отвратила от учения Муктананды многих его последователей.

Свами Нитьянанда (Нитьянанда Парамахамса). Этого индуистского религиозного деятеля журнал «Mind Body Spirit» признал одним из ста самых влиятельных духовных лидеров современности. Свами (почётный титул в индуизме, на санскрите «свами» означает что-то вроде «владеющий собой» или «свободный от чувств») живёт и проповедует в ашраме (обитель религиозных мудрецов в Индии) Нитьянанда Дхаянапеетам, расположенном недалеко от Бангалора. Духовный учитель призывал к возрождению древних ведических традиций, а в 2010-м году стал участником грандиозного скандала, когда на одном из индийских телеканалов в эфир вышло видео, на котором запечатлено, как «святой» занимается сексом с двумя женщинами, одна из которых похожа на популярную в стране актрису. После этого Нитьянанду арестовали по подозрению в изнасиловании и мошенничестве, и он провёл за решёткой более двух месяцев, прежде чем его решено было отпустить под залог. Разбирательство длилось около двух лет, когда представитель руководства телекомпании признался, что видео было попыткой шантажа одного из сотрудников. Вскоре один из американцев индийского происхождения снова обвинил гуру в изнасиловании, вследствие чего многие видные религиозные деятели Индии прекратили выступать в поддержку свами Нитьянанды. Расследование его дела пока не завершено.Духовный учитель призывал к возрождению древних ведических традиций, а в 2010-м году стал участником грандиозного скандала, когда на одном из индийских телеканалов в эфир вышло видео, на котором запечатлено, как «святой» занимается сексом с двумя женщинами, одна из которых похожа на популярную в стране актрису.

Фонд баптистов Аризоны обещал своим прихожанам оказание «услуг по управлению финансовыми активами христиан, которые хотят воспользоваться помощью достопочтенного духовенства, чтобы получить прибыль от своих инвестиций». В результате финансовых махинаций инвесторы «баптистского фонда» потерпели многомиллионные убытки, когда в 1999-м году баптисты объявили о своём банкротстве. Активы религиозной организации составляли около $70 млн при финансовых обязательствах на $530 млн, а расследование показало, что «экономисты от Бога» не брезговали ни финансовыми пирамидами, ни махинациями с землёй и недвижимостью. Несколько руководителей «Фонда» были признаны мошенниками и на долгие годы угодили за решётку. 

Джеральд Пэйн. В 1993-м году Джеральд Пэйн и несколько его соратников учредили религиозную организацию под скромным названием «Greater Ministries International» (можно перевести как «Великое международное духовенство» или «Великое международное служение»). Дело «GMI» стало одним из самых громких в истории религиозного шарлатанства — под вывеской церковного учреждения действовала самая настоящая финансовая пирамида. В ходе судебного разбирательства было выявлено, что за шесть лет религиозные аферисты, штаб-квартира которых располагалась в городе Тампа, штат Флорида, смогли выудить из 18-ти тысяч доверчивых прихожан более $500 млн, а главным аргументом для жертвователей стали заверения, что деньги вскоре вернутся к ним вдвойне. Сотрудники Пэйна использовали классические приёмы по организации финансовой пирамиды: первые из вложившихся в «благое дело» действительно получили свои доллары обратно, да ещё с процентами, поэтому слух о «богоугодных» пожертвованиях быстро распространился среди жадных и недалёких, но чрезвычайно религиозных жителей США, и в казну организации хлынул мощный поток финансовых средств. Однако вскоре деятельность Джеральда Пэйна стала объектом внимания полиции, было проведено расследование, затем состоялся суд, результатом которого для Пэйна и его священников стали тюремные сроки от 13-ти до 27-ми лет.

Джим Беккер стал организатором одного из самых скандальных и прибыльных семейных бизнесов в истории: вместе с первой женой Тэмми Фэй Беккер с середины 1970-х до конца 1980-х годов вёл популярное телевизионное шоу «The PTL Club» («PTL» — «Praise The Lord», в пер с англ. — «Хвалите Господа»). Многочисленные выпуски принесли супружеской чете столько денег, что они открыли собственный парк развлечений и даже купили телевизионный спутник, чтобы круглосуточно транслировать передачу на собственном телеканале. В 1980-х годах парочка стала настоящей легендой, им подражали и поклонялись, а их утверждение «Если бы Иисус был жив, то его показывали бы по телевизору» стало девизом многих телепроповедников. Так продолжалось, пока одна из сотрудниц Беккера актриса Джессика Хан не обвинила его в изнасиловании — Джиму пришлось раскошелиться на $287 тыс, чтобы дело не дошло до суда. Скандал с изнасилованием стал поводом для тщательной проверки деятельности супругов, в ходе которой были вскрыты несколько крупных махинаций с земельными участками и некоторые другие преступные деяния проповедника, после чего он угодил-таки под суд, который обязал Беккера выплатить штраф в $500 тыс и отправил за решётку на 45 лет. Любящая жена публично заявила, что будет ждать Джима, однако через три года после вынесения приговора Тэмми Фэй развелась с ним и вышла замуж за другого.

Тодд Кунц. Этот пастор с телеэкранов убеждал людей в том, что если они переведут на счёт проповедника $1 тыс, то Господь благословит все их финансовые начинания, и вскоре каждый из пожертвовавших станет если не миллиардером, то миллионером наверняка. С точки зрения закона в действиях Кунца не было ничего предосудительного, в конце концов, люди переводили деньги добровольно, однако когда одна из телекомпаний сняла сюжет о роскошных апартаментах и автомобилях класса люкс, принадлежащих «служителю культа», многие призадумались об истинной природе «проповедей». Тодд Кунц никогда не раскрывал, сколько пожертвований он получил, поэтому невозможно было предъявить ему обвинения в мошенничестве, к тому же пастор не брал на себя никаких обязательств, кроме «Божьего благословения», наличие или отсутствие которого доказать крайне сложно.

Сатья Саи Баба - лидер неоиндуизма. Он прославился исцелением страждущих, ясновидением, воскрешением мёртвых и другими феноменальными деяниями. Вплоть до его смерти в 2011-м году миллионы последователей Саи Бабы почитали его как чудотворца и воплощение бога на Земле, однако ещё с 1970-х годов многие выражали сомнения в чудо-способностях знаменитого гуру. Британский журналист Мик Браун провёл расследование деятельности Саи Бабы и выяснил, что те, кого вероучитель якобы «воскресил», либо мертвы до сих пор, либо и не умирали вовсе. Браун обвинил гуру не только в мошенничестве, но и в сексуальном насилии, правда, доказательств последнего журналист не привёл. Никаких официальных обвинений Саи Бабе предъявлено не было, так что многие по-прежнему считают его ясновидящим, обладающим сверхъестественными способностями.

Доктор Попов сделал себе имя, выступая по телевидению с сеансами «общения с Богом». В своей еженедельной передаче, транслировавшейся в 1980-х годах, Пётр Александрович поражал воображение зрителей, выбирая «случайных» людей в студии и рассказывая об их проблемах со здоровьем, а затем чудодейственным образом «исцеляя» пациентов. Феноменальный «дар» приносил Попову около $4 млн в год, пока в 1987-м году Джеймс Рэнди не обнаружил, что «чудотворец» использует миниатюрный наушник, через который жена сообщает ему информацию о присутствующих в аудитории. Сам Попов утверждал, что жена «случайно» передала ему имена и диагнозы зрителей, однако репутация «целителя» была испорчена навсегда. А, как известно, утрата репутации ведет к потере доверия и отсутствию денег.

С 2014 года действует сайт "РПЦ онлайн", где верующий может оформить "постановку свечи", например, в Успенском соборе Московского Кремля. Создателей сайта не смутило даже то, что богослужения в этом храме проводятся всего несколько раз в год, а в остальное время это действующий музей, в котором никакие свечи, естественно, не горят. Федеральная налоговая служба ликвидировала организацию, создавшую ресурс, но сайт работает и поныне.

 
 

Психическое здоровье участников религиозных организаций

Как отечественные, так и зарубежные специалисты посвящают ряд публикаций проблеме возникновения психических расстройств, связанных с вовлечением лиц в деятельность современных религиозных культов («сект»). Часть исследователей рассматривает в этих публикациях судебно-психиатрический аспект (Лунц Д.Р., Морозова Н.И., Фелинская Н.И., 1966; Антонян Ю.М., Гульдан В.В., 1991; Кондратьев Ф.В., 1995 -2000; Кудрявцев И.А., 1999; Дмитриева Т.Б., Иммерман K.JL, Кондратьев Ф.В., 2001; Гурьева В.А., Макушкин Е.В., 2001).

Другие публикации касаются темы дезадаптивных методов воздействия на личность, применяемых в деструктивных культах (Целикова В.В., 1996, 1997; Волков Е.В., 1996, 1999; Скородумов А.А., 1996, 1999; Hunter Е., 1953; Lifton R., 1961; Deutsch А., 1980; Longone М., 1993; Singer М., Lalich J., 1995). В некоторых работах затрагивается структура психических нарушений (Короленко Ц.П., 1995; Макушкин Е.В., 1995; Полищук Ю.И., 1995, 1997; Положий Б.С., 1996, 1998; Клембовская Е.В., 1998; Кондратьев Ф.В., 2000, 2001; Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2000; Гурьева В.А., Вострокнутов Н.В., Макушкин Е.В., 2001; Clark J., 1979; Galanter М., 1982, 1990; Frank М., 1992; Remschmidt Н., 1992). Психологическая и социальная дезадаптация вовлеченных в культы также описывается в публикациях по данной проблеме (Куликов Л.В., 1999, 2000; Снетков В.М., 2000; Barker Е., 1997; Cialdini R., 2000; Myers D., 2002).

Обеспокоенность проблемой расширенных суицидов адептов отражена в ряде статей и работ (Hall J., 1987; Thibodeau D., Whiteson L., 1996; Wright S.A., 1996; Abgrall J. M., 1999, Юнацкевич П.И., 1999).

Озабоченность по поводу вреда, причиняемого религиозными организациями гражданам, не раз выражало Европейское сообщество (1992, 1996, 1999, 2001), высказывая в своих резолюциях обеспокоенность незаконными действиями сект, направленных против социальных, имущественных, юридических свобод граждан и особенно в отношении причинения вреда здоровью, в том числе психическому. В этой связи Европарламент рекомендует создать государственные и общественные организации для помощи жертвам религиозных мошенников.

Существование факторов риска, причинения вреда здоровью при вовлечении в современные религиозные культы отражено в правительственных документах Российской Федерации. В утвержденной 17.12.1997 г. Указом Президента РФ № 1300 «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» особо отмечается «необходимость учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России». В Постановлении Правительства РФ № 600 от 17 мая 1996 года о «Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью» выделен специальный фрагмент 2.6.4., в котором, в частности, предписывается обобщить материалы о социальных и медицинских последствиях деятельности в России нетрадиционных для нее религиозных организаций. Эти положения также сохраняются в «Концепции национальной безопасности» РФ, принятой 02 июля 2021года.

На основании этого Постановления Правительства Минздрав РФ издал приказ № 294 от 23 июля 1996 года «Об упорядочении проведения медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций».

Серия отдельных судебно-психиатрических экспертиз и медицинских заключений о деятельности тех или иных современных религиозных культов, проведенных в ГНЦ судебной и социальной психиатрии им. В.П. Сербского и конкретно показавших факты причинения вреда здоровью их адептам, была обобщена в аналитическом обзоре «Проблема религиозных культовых новообразований («сект») в психолого-психиатрическом аспекте» (2000).

Вместе с тем остается полностью не исследован вопрос психического здоровья и вреда для адептов от вовлечения в деятельность традиционных религиозных организаций. 

Результаты исследований, выполненных Юнацкевичем П.И. (1994-1997 годы) показали, что деятельность религиозных организаций основана на использовании методов дезадаптации личности. У всех адептов намеренно формируется компульсия. Это симптом, представляющий собой периодически возникающее навязчивое поведение, при котором человек начинает выполнять предписанные представителем религиозной организации  действия, которые, как ему кажется, он выполнять вынужден. Невыполнение этих действий повышает тревожность адепта до тех пор, пока он не перестанет сопротивляться позыву, и не выполнит религиозно ритуала (многократное повторение религиозного текста, молитвы, поклона иконе и тому подобное).  Компульсивность возникает из-за длительного тревожного состояния человека, неуверенности в завтрашнем дне, которая вызвана утратой субъективности человека. Он перестал или не обучен влиять на других так, чтобы обеспечивать безопасность жизнедеятельности и не нарушать при этом общественную нравственность и закон.

Установление феноменологических особенностей психических расстройств, возникающих в период активного участия в деятельности религиозной организации и секты, и их отличия от воспринятой адептом «нормативности» культового учения и модуса поведения может быть использовано для дифференциального диагноза в процессе проведения судебно-психиатрических экспертиз по уголовным и гражданским делам, в которых адепты участвуют в качестве обвиняемых, свидетелей или потерпевших, а также для постановки органами юстиции вопроса о причинении вреда здоровью адептам от участия в деятельности в религиозной организации.

Юнацкевич П.И. (1996-1999) установил, что вовлеченность лиц с психическими расстройствами в деятельность традиционных и новых  религиозных культов оказывает негативное влияние на социализацию человека. Он теряет свою субъективность, становится объектом манипуляций третьих лиц, использующих религиозные организации для личных корыстных целей. У адептов пропадает критика к представителям культа, что позволяет последним использовать больных в качестве бесплатной рабочей силы или ресурса для обеспечения собственного паразитизма.

Мотивации присоединения к деятельности традиционных и современных религиозных неокультов способствует утрата личностью уверенности в себе, являющейся проекцией утраты доверия к обществу и государству из-за совершенных безнравственных поступков. Ожидая наказание общества и государства, вредитель пытается найти убежище в религиозной организации, попав в которую у него и формируют компульсивные действия, зависимость от культа, которая в большей степени условна, поверхностна. Юнацкевич П.И. так описывает эту ситуацию: «верующий – это напуганный атеист, а атеист, это еще не напуганный верующий».

Дезадаптивные методы воздействия на личность, использующиеся религиозными организациями и сектами в отношении своих адептов, приводят к нарушению у них социальной адаптации, утрате субъективности, формированию компульсивных действий и создают предпосылки для первичного развития или усугубления уже имеющихся психических и поведенческих расстройств. 

Психические нарушения у адептов религиозных конфессий и  современных религиозных культов тесно связаны с тем, что они причиняли вред другим людям, украли что-то, нарушили закон, сломали жизнь человеку и так далее. Поэтому для компенсации чувства тревоги, возникшей от осознания собственного безнравственного поведения, они впадают в психологическую зависимость к конкретному деятелю традиционной религиозной организации или секты.   Психические нарушения у адепта развиваются по мере участия в культовой деятельности.  Но нравственные дефекты личности адепта при этом не изменяются. Он по прежнему причиняет вред другим, затем совершает религиозные компульсивные действия, и снова причиняет вред другим, в том числе и себе.

Юнацкевич П.И. установил, что преморбидными чертами личности пациентов, вовлеченных в культы, являются: безнравственность, жадность, зависть, похотливость, сосредоточенность на личных переживаниях, повышенная внушаемость, тревожность в сочетании с зависимыми, шизоидными и ригидными чертами личности.

Социальные факторы, способствующие приобщению к культу: неравенство, вызванное разделением общества на сверхбогатых и бедных граждан; нравственный кризис, выразившийся в дисбалансе материальных и духовных ценностей и целей деятельности, утраты человека как универсальной ценности для другого человека, подмены ценности человека на деньги и власть; деструктивно-конфликтный тип поведения субъекта; нищета, бедность, дефицит образования; утрата доверия другим из-за того, что адепт причинил другим вред.

Мотивации присоединения к культу имеют психологический и психопатологический характер и существенно влияют на способность покинуть культ. Выходу из религиозной группы способствует наличие у граждан восстановления доверия к другим, участие в защите прав и свобод других людей, в социальной активности по восстановлению справедливости. Так можно уйти от зависимости культа.

Социальная терапия (помощь) адептам по Юнацкевичу П.И. основана на восстановлении качеств субъекта деятельности у человека посредством  обучения экоповедению (не вреди другим и себе), что приводит к снижению тревоги, появлению уверенности в себе и профилактики психических расстройств и суицидального поведения адептов.

Исследования Юнацкевича П.И. позволяют развивать такое научное направление как экология религии. По нашему мнению, для этого необходимо:

формирование теоретических и технологических основ перехода к экоповедению адептов и экоуправлению религиозными организациями и сектами;

использование групповых экспертных и массовых оценок для выявления вредителей и мошенников, использующих культы;

исследование агрессивной религии денег (культа денег, «Золотого тельца) и формирование рекомендаций по защите граждан и власти от данного культа; 

внедрение экоповедения и экоуправления в деятельность религиозных организаций и их адептов;

индексирование религиозных деятелей по параметру социального паразитизма, вреда или угроз другим людям.

Перспективно также и экологическое образование и просвещение членов религиозных организаций. Основной задачей в этой области является повышение экологической культуры личного поведения верующих (не вредите другим и себе), образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний, обеспечивающих влияние на собственную жизнедеятельность и минимизацию социального паразитизма, препятствующего личному и общественному благополучию.

Развитие гражданского общества является условием экологии религии.

Основной задачей в этой области является внедрение экоповеденя и экоуправления в деятельность религиозных организаций и их адептов.

Для этого необходима разработка предложений  и рекомендаций для адептов по участию в дискурсивно-оценочных практиках,  позволяющих гражданам влиять на изменение социально-значимых решений вплоть до блокирования и запрета.

Опираясь на дискурсивно-оценочный метод Чигирева В.А. и Юнацкевича П.И., представляется возможным развивать исследовательскую деятельность в области экологии религии, применять философско-религиоведческие инструменты для анализа тех или иных конфессий, действий, концепций, определять их соответствие глобальному экологическому принципу (нужно вести себя так, чтобы не навредить другим людям). На плечи исследователя ложится не только задача изучения эмпирического массива данных по вопросам взаимодействия окружающей среды и религии, но и выявление соответствия экологическому императиву (не вреди другим и себе) различных проявлений религиозной жизни – от экоактивизма до фундаментализма, и, как следствие, противодействие таким нарушениям, как религиозный или экологический радикализм, терроризм, экстремизм. Кроме того, слаженная работа в области экологии религии позволит объединить сообщество ученых, работающих в различных смежных областях, и провести интегрирующие исследования, результаты которых обогатят российскую и мировую науку.

Аляпкин Сергей Федорович

директор Института психиатрии и информальной юстиции

кандидат медицинских наук

полковник медицинской службы

Мошенники от религии – опасная паразитическая сила на нашей планете. Это люди, которые никогда ничего не производили, постоянно отбирали ценности у всех остальных. Этот паразитизм выстроен на глобальном обмане, жестокости и непомерной жадности.  Только те религиозные деятели, которые осуществляют экоповедение (не вредят другим людям), не составляют угрозы для граждан. Однако таких экологических религиозных деятелей мало, к тому же их постоянно оттесняют, в том числе с руководящих постов в культовых организациях, более ловкие жулики, прикрывающие культовыми одеждами, храмами и молитвенными домами свое воровство.

Юридический департамент Института психиатрии и информальной юстиции осуществляет консультации для потерпевших от действий мошенников, использующих религиозные организации, культы и секты.  Многие секты укрываются от уголовной ответственности. Их деятели похищают собственность у своих адептов, заставляют "добровольно" переписывать на главу местного прихода свое имущество, квартиры, дачи, автомобили. Адепты утрачивают критическое мышление и становятся легкой добычей для религиозных мошенников. 

Если потерпевший не желает смириться с ролью жертвы, то первый его шаг - это заявить в полицию о преступлении, предусмотренном ст.ст. 159, 293 УК РФ. Затем обратиться к общественности, чтобы раскрыть тот вред, который ему причинила секта и конкретный ее представитель. Это могут сделать и родственники потерпевшего, у которых сохранено критическое мышление. Запустив в дискурс и привлекая экспертов для оценки вреда конкретного мошенника в религиозном облике, можно добиться восстановления справедливости и защитить права потерпевшего от преступления, вернуть собственность и деньги.

Наш контакт:

 

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 
Поделиться в соц.сетях

© 2018-2021 Институт психиатрии и информальной юстиции.

^ Наверх